Велосипедная гонка.
Что вы представляете себе, читая эти слова? Толпу похожих друг на друга шоссеров в ярких облегающих комбинезонах, вырывающих друг у друга доли секунд и сантиметры трассы? Череду кантрийщиков в яркой одежде, яростно вкручивающих в горку или перепрыгивающих своих упавших соперников? А может это пролетающие между деревьев и камней даунхильщики в обезличивающих фуллфейсах? Ни то, ни другое, ни третье. Тур Юнайт – это скорее квест, заезд, перфоманс. Маршрут, по которому едут ради процесса, а не ради финишной ленты, которой, в общем-то, и нет. Немного триатлон – и побегаете, и походите, и поплаваете. На асфальте позавидуете шоссерам, вкрутите в грунтовые горочки как взаправдашний кантрила и местами вспомните организаторов недобрыми словами на сомнительных спусках и захотите подвеску помягче и защиту полнее. Tour Unite – это идея, которую подхватывают и провозят с собой по маршруту все, в ком она находит отклик.
В наших реалиях гонки с самообеспечением по дорогам разного качества и бездорожью на сверхдлинные дистанции – это неформат. Велопоход в формате гонки – звучит довольно дико. Кому вообще это пришло в голову? В 1974 году в США начала свое существование организация под названием “Bikecentennial”, целью которой был масштабный велопробег в честь 200-летия независимости. Так, в 1976 году по маршруту, пролегающему из Астории в Орегоне до Йорктауна в Вирджинии проехало около 4 000 человек, что было оглушительным успехом. Идея была настолько хороша, что зажила своей жизнью, поддерживаемая обычными велосипедистами, желающими измерить оборотами своих колес всю страну. Сейчас Байксентениал называется Adventure Cycling и насчитывает более 45 000 членов, являясь самой крупной велосипедной некоммерческой организацией США. На данный момент ими разработана обширнейшая сеть маршрутов для велотуризма – в общей сложности около 66000 км по незагруженным трассам и сельской местности, идеально подходящим для туризма. Пробный заезд по внедорожному маршруту Lolo Ruff Stuff Ramble (Жесткие Скитания Лоло) прошел летом 1975 года, идею для которого предложил Сэм Брекстон, построивший для этого велосипеды с покрышками увеличенной ширины и трансмиссией, рассчитанной на перевозку грузов по пересеченной местности. ТрансАмериканский веломаршрут изначально также пролегал по местностям с дорогами не лучшего качества, но в связи с тем, что основная масса велосипедов не была рассчитана на езду по грунту, был изменен, и ныне пролегает по асфальту. Но жаждушие приключений души не удержать хорошими дорогами, поэтому в 1984 году от Мексики и до Канады проехали, прошли, протащили велосипеды два брата – Майк и Дэн Мо, дав понять, что велотуризм не заканчивается вместе с дорогой.
В 1990 году Майкл МакКой и Гэри МакФаден озвучили идею создания маршрута для горных велосипедов вдоль континентального водораздела от Канады до Мексики, но отложили её до 1994 в связи с наличием более насущных проблем. Маршрут предполагался смесью маунтинбайка, вело- и пешего туризма.
С 2008 года проводится гонка Tour Divide, маршрут которой повторяет Горновелосипедный Маршрут вдоль Великого Водораздела (Great Divide Mountain Bike Route) и проходит по горной системе Кордильеры, с каждым годом собирая все больше желающих посмотреть на красоту страны с непривычных точек зрения. В России по аналогии с Тур Дивайдом в 2016 году группой энтузиастов был организован Тур Юнайт (Tour Unite) и разведан 1000-километровый маршрут из Петрозаводска в Конаково, по которому в 2017 году проехало 17 человек, из которых финишировали 9. В массовом старте участвовало 6 человек, из которых доехали трое. Начало было положено. Идейным отцом мероприятия является Роман Важнов, создавший группу ВКонтакте и отважно поехавший в одиночку на обкатку маршрута гонки 2017го года. Название было придумано Дмитрием Кульбацким. Маршруты гонки Tour Unite разрабатываются и обкатываются в свободное время организаторами, помощниками и сочувствующими. За основу берутся как уже известные туристические участки, так и создаются по ходу разведки новые решения задачи «как интересно проехать на велосипеде из точки А в точку Б». Создатели Тур Юнайта не позиционируют его как гонку по самым сложным/красивым/диким/труднодоступным местам, выбирая достаточно доступные регионы для простоты разведки и участия. Активно раскручиваться и набирать популярность группа стала благодаря Kero Skiegg и в данный момент она насчитывает без малого 1000 активных подписчиков.
В 2018 году вниманию потенциальных участников было представлено уже две дистанции – Петрозаводск-Конаково (1000 км) и Воронеж-Конаково (1300 км). Массовый старт состоялся по «южному» маршруту и на него вышли 16 человек. Столько же заявило о своем участии в индивидуальных зачетах. Раздельный старт по обоим маршрутам открыт до зимы, но очевидно, что участников будет в разы больше. На данный момент разрабатываются сегменты «Мурманск-Петрозаводск», «Ростов-Крым», «Воронеж - Ростов». В перспективе создание единого велосипедного маршрута от Мурманска до Балаклавы, пересекающего всю страну с Севера на Юг. Правила просты – есть вы, есть маршрут. Задача его проехать, надеясь на свои силы, быть готовым обеспечить себе ночлег, ремонт, пропитание. Пролегая по асфальту разного качества, грейдерам и грунтам, Тур Юнайт требует особенно трепетного отношения к выбору велосипеда, который сможет осилить весь диапазон покрытий – от идеального асфальта до полного бездорожья. Участие в гонке – бесплатное. Допускаются все желающие – главное, иметь шлем, маячок, исправный велосипед и силу духа для борьбы с километрами, непогодой и насекомыми. Для доказательства участия необходимо предоставить записанный собственный трек. Задача - проехать быстрее всех. Или съесть больше всех пирожков. Или запечатлеть самый красивый закат? А может, натереть самые большие мозоли на важных местах?
Какой-либо фиксированный призовой фонд отсутствует – по мере появления спонсоров предлагаются какие –либо призы в разных номинациях, некоторые из которых выводят гонку из соревновательного русла в сферу неограниченного простора вариантов получить свой личный приз индивидуальной ценности приобретенного опыта, собранных впечатлений, рожденных мыслей. Пока еще довольно скромное количество участников и им сочувствующих создает вокруг мероприятия теплую семейную атмосферу, с большим вниманием к каждому, кто приложил шатуны к участию в нем. Можно ехать как одному, так и в составе команды. И в обоих вариантах есть свои трудности, преодоление которых не менее важно, чем доезд до финиша. В группе людей их проблемы становятся твоими – усталость, поломки, скверное настроение, разное физическое состояние – все это может ощутимо напрягать даже самых дружелюбных и терпеливых. Для гонщиков-одиночек меньше тормозящих факторов, но выше риск схода с дистанции по эмоциональной причине – дни напролет наедине со своими мыслями, воспоминаниями, желаниями, видя людей только мельком проезжая населенные пункты, жутковатые ночевки на природе – не каждый оказывается к этому готов. Подобные поездки – это нескончаемая череда меняющихся видов: города, деревни, поля, леса, озера и реки, которые необходимо пересекать по мостам или вброд, сочетание монотонного движения с преодолением препятствий, однообразных отупляющих участков дорог с изворотливыми грунтовыми тропками, преподносящими сюрпризы в любой момент. Огромная масса картин, звуков, запахов. Перепады температур и влажности, укусы насекомых, солнечные ожоги – ко всему этому нужно быть готовым морально и физически.
Не смогла и я остаться в стороне, случайно увидев анонс этой гонки.
Никогда не участвовав в подобном, было очень интересно попробовать свои силы в велозаезде формата «проехать как можно быстрее на груженом велосипеде по бездорожью». Или хотя бы просто проехать. Одна ехать побоялась, плюс сказывался недостаток снаряжения – я до сих пор не обзавелась своей палаткой. То вариантов нет интересных, то жаба придет душить, то здравый смысл. Поэтому ехали в команде из двух человек – Я, Карина Симонова, и Сергей Ершов, в прошлом году прокативший на велосипеде от Петербурга до Новосибирска. Вез меня по маршруту Петрозаводск-Конаково в формате раздельного старта хромолевый Surly Ogre с навешенными на него байкпакинговскими сумками. Вес всей этой конструкции был около 30 кг с вещами, инструментами, снаряжением, водой и едой, из которых 15 – вес самого велосипеда. Это была первая поездка на 1000 км для меня с пробегами 100+ за день, и я была рада, что не поехала с велоштанами, которые делают велосипед поистине неподъемным.
А таскать его несколько раз все же пришлось, даже несмотря на то, что весь маршрут был заявлен как проезжаемый на педалях. Равномерно нагруженный велосипед вполне реально повесить на плечо и поднять по лестнице. Или перетащить через упавшее дерево, или переправить через реку, не снимая с него груз. Да и в крутую горку толкать не пытающийся опрокинуться велосипед – тоже легче. В обсуждениях гонки постоянно всплывает тема колес и покрышек – на чем ехать. Меня везли Schwalbe Rocket Ron Evolution 27.5x2.8 – Ни разу не накатистые, но цепкие и проходимые. Их недовольное гудение ощутимо действовало на нервы на асфальтовых участках, но по грязи, по полю, по песку и траве они шли почти везде, где у меня хватало сил вращать педали. Пресловутый самоочищающийся протектор действительно тяготеет к избавлению от грунта, стоит лишь немного разогнаться после выезда из грязи – только уворачивайся. Мне они, тем не менее, чаще казались избыточными в тех условиях – половина маршрута была по асфальту разного качества, половина собрала в себе грейдеры, грунты, дорожки, тропинки и участки вовсе без какого-либо похожего на место для передвижения покрытия. И- да, я ехала с крыльями. Найти полноразмерные крылья на колеса 27,5+ - задача на грани невыполнимой, но ребята из Bjorn Cycles совершенно чудесным образом попались мне на ВелоПарке этой весной в Москве и дали парочку карбоновых плюсовых крыльев на тестирование. Хвастаться величиной кассеты тоже не приходится – я езжу на трансмиссии SRAM X5 3x9 с кассетой 11х32 и системой 44-32-22. По нынешним временам - почти олдскул. Мне вполне хватало, причем использовался почти весь диапазон - от въезда в затяжные песчаные горки на 1х1 до разгона на спусках перед покорением следующего холма на 3х9. Никакой амортизации, кроме покрышек, на велосипеде нет. Чуть играет на резких кочках седло, иногда едва ощутимо вибрирует фреймсет. На некоторых участках немного скучала по амортизационной вилке – на грейдерных спусках хотелось больше сцепления с неровной поверхностью. Но в общем и целом без амортизаторов на данном маршруте можно обойтись. Из больных тем для многих – я езжу на контактных педалях, как по городу, так и в походы. Меньше нагрузки на колени, не слетают ноги на кочках, но есть шанс, что в шипы забьется грязь и не получится вовремя выстегнуться. Мое мнение, что в формате подобной внедорожной гонки контактные педали имеют смысл и ценность – достаточно много грунтов и подъемов, где они существенно облегчают жизнь. Пробег за маршрут составил около 1040 км, в пути мы находились около 9 дней и 8 ночей, дневные пробеги колебались от 75 до 130 км в зависимости от погоды, дороги и состояния. Задачи пойти на рекорд и претендовать на победные места не было, поэтому ехалось по состоянию.
Это был полезный опыт езды в непривычном формате, и мне бы хотелось поучаствовать еще раз, уже в одиночку, предварительно подготовившись и улучшив свою физическую форму, так как по ходу маршрута к себе было больше претензий, чем к технике. Уже в процессе гонки выяснилось, что я первая представительница своего пола на мероприятии, что наложило довольно существенную ответственность и убеждало не соблазняться манящей идеей бросить все и поехать домой, подальше от жары, слепней и грейдеров.
Мое мнение о мероприятии – это определенно хорошо. Это непривычно, довольно ново, это активно популяризируется и продвигается подробными отчетами, красочными рассказами, активными обсуждениями. Стать участником даже как-то слишком легко – вот я случайный человек с улицы, заглянувший в заинтересовавшую группу, а через несколько недель я уже еду по лесовозной дороге по Карелии, отбиваясь от туч мошки, с официальной нашивкой гонки на сшитой в ночь перед стартом нарульной сумке.
Мне видится перспективность подобного симбиоза спорта и велотуризма – недаром уже много лет культивируется мода на горные велосипеды в России – обывателям пора бы уже выкатить свои байки за пределы асфальтовых городских улиц и опробовать в той среде, для которой они создавались, не оправдывая свою бездеятельность неприязнью к крупным шоссе. Пока что пересечь страну на велосипеде – удел единиц, не боящихся пророчеств от диванных специалистов, предсказывающих налево и направо скоропостижную гибель от медведей, клещей и дальнобойщиков. Самое забавное, что, увлекаясь не первый год велотуризмом, проблем ни от тех, ни от других, ни от третьих ни разу не наблюдала – медведи сами стараются избежать встреч, клещи редки, здоровы и ненавязчивы, а дальнобойщики на трассе – осторожные, предсказуемые и всегда готовые помочь в беде. Так что на данный период жизни я боюсь адской жары, сильных морозов, мошки, кабанов, нехороших людей и одиночества.
Напоминаю, что до конца года вы также можете поучаствовать в гонке с cамообеспечением Tour Unite в формате раздельного старта по маршрутам на 1000 и 1300 км.
По желанию можете проехать и полную дистанцию из Воронежа до Петрозаводска. Подробности, маршруты, треки, отчеты – на официальном сайте гонки http://tourunite.ru/ и в группе https://vk.com/tourunite.