Прочность велосипеда, в первую очередь, складывается из качества фреймсета (рамы и вилки) и вилсета (пары колес). И если основная масса современных рам деается по схожим технологиям и при бытовом использовании деформировать их крайне затруднительно, то прочность колес зачастую страдает. Постараемся понять, из чего складывается надежность колес для велосипеда.
Обода. В перую очередь жесткость и прочность велосипедных колес определяется ободом велосипеда. Самые бюджетные из них делаются одностенными - они имеют не очень большой вес, но максимально подвержены деформации под нагрузкой и рассчитаны, в первую очередь, на прогулочное катание. (исключение составляют некоторые фетбайковские обода или обода небольшого диаметра для трюковых велосипедов - одностенность компенсируется толщиной стенок). Основным материалом выступает алюминий, реже встречаются стальные модели.
Оптимальную жесткость имеют двустенные обода с перегородкой внутри, дающей конструкции больше шансов сопротивляться искажениям. Двойные обода сейчас изготавливают как малоизвестные фирмы, производящие продукцию для бюджетного сегмента, например, Ventura, так и такие именитые производители, как Mavic. Для горных велосипедов делаются обода с усиленными отверстиями для нипелей спиц - так называемые пистонированные обода. Пистон - стальное кольцо вокруг отверстия для перераспределения нагрузки от спицы по ободу. Сущствует и двойное пистонирование, когда стальной пистон проходит через две стенки обода - это дает максимальную надежость при экстремальных нагрузках и используется на велосипедах для дисциплин с агрессивным катанием.
Для шоссейных велосипедов производятся обода с высоким профилем из алюминия и карбона. Более высокий узкий обод дает лучшую аэродинамику колеса и повышает его жесткость. Модели из карбона имеют низкий вес, но требуют специальных тормозных колодок и стоят гораздо больше алюминиевых.
Втулки. Велосипедные втулки делятся на две большие группы по типу применяемых в них подшипниках - насыпные и картриджные. Нельзя однозначно сказать, какие из них лучше - и у тех, и у других есть много сторонников. Насыпные подшипники легки в обслуживании, дают лучший накат, меньше весят и легче переносят боковые нагрузки. К примеру, компания Shimano выпускает втулки на насыпных подшипниках даже в профессиональном сегменте. Промышленные подшипники неприхотливы, требуют меньше внимания, но не обслуживаются - при неисправности их перепрессовывают на новые. Поэому выбор типа подшипников зависит от того, где и как планируется эксплуатировать веосипед.
По типу крепления к раме втулки бывают на гайках (дешевые прогулочные велосипеды, односкоростные или на планетарных втулках, трюковые велосипеды), на эксцентрике (самый популярный вариант, где тонкий стальной эсцентрик проходит через ось втулки и зажимает её в дропаутах. Минусы - невысокая жесткость крепления), на осях (вместо эксцентрика используется полая ось. дающая максимальную жесткость фиксации).
Также отличаются втулки типом крепления тормозного диска (при его наличии) - шестиболтовое крепление и шлицевое Center Lock. Второе отличается меньшим весом и большим удобством установки/снятия ротора.
В последнее время стал актуальным вопрос ширины втулок - если передние в-основном, держатся стандарта 100мм, задние стали выпускать, помимо привычных 135мм стандарта 142 мм и 148 мм. Для FatBike и передняя, и задняя втулки имеют увеличенный размер.
При подборе задней втулки нужно учитывать способ крепления задних звезд - резьба ли это под трещотку или же барабан под кассету (барабаны на 5, 6, 7 скоростей отличаются по ширине от барабанов 8-9-10 скоростей, которые, в свою очередь, не подойдут для кассет 11 и 12 скоростей)
Спицы. Какая бы ни была хорошая втулки и как ни прочен был обод - если колесо неправильно заспицовано и плохо протянуто, проблем не избежать. Даже самое недорогое колесо будет неплохо выполнять свои функции, если спицы в нем имеют правильное натяжение. Поэтому даже при покупке нового велосипеда рекомендуется после обкатки перепротянуть спицы на его колесах в хорошей мастерской, так как на заводе их зачастую недотягивают, что приводит к быстро образующимся восьмеркам.
По своему строению спицы бывают прямыми и J-образными. колеса с первым типом спиц имеют меньший вес и большую жесткость, но больше шанс самостоятельного раскручивания, спицы же с изогнутой головкой имеют более широкое распространение. По типу производства бывают тянуты и катанные спицы, с нарезанной или же накатанной резьбой. Существуют баттированные спицы переменного сечения, плоские, каплеобразные аэродинамические. По материалу - сталь, оцинкованная или нержавеющая, титан, алюминий. Нипеля могут быть бронзовыми, латунными, стальными или алюминиевыми. Для среднего потребителя, как правило, достаточно нержавеющих спиц 2мм толщиной с латунными нипелями - не самый легкий, но довольно бюджетный и прочный вариант, не склонный к коррозии.
Количество спиц в колесе тоже может значительно разниться - от литых дисков из карбона для трековых гонок с отсутствием спиц как таковых до кастомных велосипедов с эффектными 144-х спицовыми колесами. Самые популярные варианты - это заспицованные в три креста 32-х или 36-ти спицовые колеса. Спицовка без перекрестий (солнышком) используется, в основном, среди шоссейных велосипедов и неприемлема при использовании дисковых тормозов.
Наш магазин предлагает большой выбор колес для велосипеда - от бюджетных моделей до колес профессионального уровня на качественных комплектующих. Все колеса собраны вручную и хорошо протянуты, что позволит избежать повторных обращений в мастерскую для дотяжки спиц, что зачастую бывает при покупке "заводских" колес, собранных автоматом.